Тонкости 8-зажигания. АОЗ не будет.

Категория: Электрика


alash

Много было разговоров о широко распространенных блоках зажигания на спец. микросхемах
L482, L497, L484 (индукц. датчик) и их аналогах.
Практически все автомобильные
блоки построены на них.
Возникают вопросы: каковы наилучшие размеры
шторки Холла, возможна ли автоматическая
регулировка опережения зажигания,
как вообще работает система с этими микросхемами?

Мне пришлось поразбираться с этими контроллерами,
и я был немало удивлен.
Прежде всего - переводы технических описаний
косноязычны, неполны, содержат грубые ошибки.
Не читайте переводы!
Оригинальные описания - тоже темны
и не вполне понятны.

В конце концов, вот что можно уже четко сказать
об этих микросхемах.

Принцип работы таков. По сигналу с датчика Холла
включается следящая схема, построенная
на внешних конденсаторах и внутренних
генераторах микротока вкупе с устройствами сравнения напряжений (компараторами).

Через некоторое время (это время неопределенно, оно
постоянно "плавает" в зависимости от режимов работы )
выходной транзистор открывается, КАТУШКА зажигания
подключается к аккумулятору для накопления энергии.

Ток через катушку естественным образом
начинает быстро расти. Его величина постоянно
контролируется (одна из ножек микросхемы
следит за напряжением на внешнем низкоомном
резисторе, подключенном в силовую цепь катушки).
Как только ток достигнет определенного
порогового значения (задается как раз величиной
этого резистора), срабатывает элемент
следящей схемы, как бы фиксирующий этот интервал времени.
Ток продолжает расти еще на 6%, и тогда
выходной транзистор начинает "прикрывать"
этот ток, поддерживая его на заданном все тем же резистором уровне.
(Таким образом, внешний резистор должен
выбираться так, чтобы ограничение тока более-менее
соответствовало возможностям катушки и внешнего
силового транзистора, а также требованиям по запасу
энергии в катушке).

И вот, через какое-то время наступает еще одно
событие: сигнал с датчика Холла выключается.
В этот момент, абсолютно точно,
ВЫКЛЮЧАЕТСЯ питание катушки. Искра.
Перезапуск одной из измерительных следящих
временных схем контроллера.

Пора посмотреть, для чего нужны
и как работают следящие схемы.

Главное: ВРЕМЯ, в течение которого
катушка находится в режиме полного
стабилизируемого тока, поддерживается
в пропорции 1/14 ко всему времени периода
следования сигналов. То есть, при росте оборотов
это время уменьшается, при снижении - уверичивается.
Само по себе это ненужно - такова особенность
схемы, "фича". Но вот следствие из этой
особенности довольно полезное:
- Как было замечено в начале, подача
напряжения для "заряда" катушки начинается
в некоторый момент, неизвестно от чего зависящий.
Теперь можно сказать более точно:
внутренняя временная схема следит
за тем самым "процентом" времени полного тока,
и плавно смещает момент начала "запитки" катушки
в ту или иную сторону. Если оказалось,
что катушка была включена поздновато,
и полный ток был достигнут тоже позднее,
чем нужно, то в следующем цикле произойдет
некоторая коррекция-поправка, и катушка
включится немного раньше. И так, с каждым
циклом, момент включения будет немного
корректироваться, пока режим 14% не установится.

Стало быть, следящая схема постоянно
смотрит за тем, чтобы катушка начинала
"заряжаться"' за строго определенное время
до момента готовности (достижения полного заданного
тока), затем происходит выдержка в 1/14 периода,
и все это "подгадывается" к моменту выключения
сигнала с датчика холла, когда и формируется искра.

Чтож, теперь почти все понятно. (Вопросы
работы устройства на сверхнизких оборотах,
пуск двигателя здесь рассматривать не буду.)

Возможно ли корректировать УОЗ? Нет,
невозможно. Искра вырабатывается
строго по сигналу датчика.
На что влияет ширина шторки датчика Холла?
Ни на что, кроме нормальной работы системы.
То есть, не следует пытаться регулировать
шириной шторки режим катушки зажигания -
между ними нет связи. Можно только заметить, что
для бесперебойной работы систем контроллера
требуется достаточно большая длительность
сигнала, в конце которого должна вырабатываться искра.

Внимательный читатель :-) скажет:
АОЗ все-таки возможно! И будет прав, но лишь отчасти.
Действительно, легко применить эту микросхему
в CDI - cистеме, которая сможет вырабатывать
искру не по окончании выходного сигнала контроллера,
а по его началу.
Получится очень красивая простая схема
с автоматически изменяемым углом зажигания.
Проблема - в наличии фазы "14%".
Это будет означать постоянное предварительное
смещение угла зажигания на 32 градуса,
что неприемлемо. Правда, можно сместить
шторку/датчик на эти 32 градуса вперед,
но тогда при заводке двигателя и работе
на низких оборотах (когда следящие
схемы не работают) зажигание окажется
чрезмерно поздним, 32 град. от ВМТ.
К сожалению, эта пропорция временной схемы (14%)
заложена внутри микросхемы и не поддается
внешней регулировке. Вывод - и для систем
CDI это семейство микросхем не позволяет
построить нормальную схему АОЗ...

В остальном - успехов!


ZeroForce

Я тоже заметил как там всё запущено в описаниях L497B
Та хрень, про которую ты писал выше следит за тем, чтобы длительность искры всё время была одинаковой и не зависела от оборотов двигла. Это единственное. в чем я разобрался. А там еще куча разных наворотов, в которых без бутылки не разберешься.


Евгений

Так....чет маи надежды подмываются...выходит пока ДХ не сработает искру не дождесся.....ну нет пускай тада Датчик противного Холла отсчитывает обороты, а конроллер выдает искру.
А так насамом деле, с какого перепалоха искра раньше сигнала от ДХ идти должна?
Иль я в конец зарапотовался?

[Редактировано 28/8/2004 Евгений]


manowar

для Евгений:

цитата:
А так насамом деле, с какого перепалоха искра раньше сигнала от ДХ идти должна?

реально она позже .только сигнал приходит еще раньше . а с увеличением скорости вращения задержка уменьшается


alash

Искра в системах с этими микросхемами
идет строго по сигналу с ДХ - ни раньше,
ни позже. То есть, выключение
катушки (а это и есть искра) происходит четко
по спаду сигнала с датчика.
А вот момент предварительного подключения катушки
к питанию - не привязан к сигналу с датчика
вообще никак. Этот момент микросхема
"вычисляет" сама, пользуясь результатами
предыдущих циклов. Если катушка не успевала
накопить большой ток, то в следующем цикле
момент начала ее запитки подкорректируется
- сделается чуть раньше. Вот так, вяло
и постепенно, от цикла к циклу,
корректируется ток катушки на момент
прихода сигнала "искры"...


Van_IO

Все чем занимается эта хитрая микросхема - опережает включение
катушки до ее выключения так, чтобы не перерасходовать енергию
на нагрев катушки(контроль режима насыщения) и это правильно.
Но мы можем это учесть и не брать на себя такую функцию.
Корректировать УОЗ можно только корректируя подачу самого
сигнала с ДХ, или подменяя его своим электронным корректором.
Ведь механика же его подменяет.
Эта злая микросхема ведь не будет в введении, кто это c ДХ
посылает, а он уже упрежденно подан.
Вот только компоновать цифровой опережатель и аналоговый
формирователь работающий по такому алгоритму это по моему не
красиво.


Pablo

Господа Профессора, так каким образом изначально ныставлять зажигание, в ВМТ как написано где-то или как-то еще? УОЗ у меня регулируется механически.


ksvserega

для Pablo: На родном автомате УОЗ зажигание выставляешь стандартно, как написано в умных книгах по ремонту оппозитов



Для общения перейдите в наш Мото Форум

где вы сможете задать свой вопрос