про аккумулятор и генератор

Категория: Электрика


ЧАПАЙ

Могут ли шестерни ГРМ так разболтаться, что генер будет крутиться в холостую и моц. будет работать только на АКБ? Моц стоял 2 недели, АКБ разредилась донельзя, хотя и раньше была полудохлая. Пришел заводить - ноль. Взял у мужиков зарядник, только включил он сразу закипел (заряжал на 1 А). Завелся, еду, только отехал на 1-2 км, на светофоре заглох напроч. АКБ дохлая, правда работала фара и поворотник. Хорошо нашлись добрые люди дали прикурить, в общем до дома доехал. Теперь боюсь выезжать из-за того что АКБ хреновый, да и стук в шестернях ГРМ сильный пора менять


manowar

наврядли дело в грм.проверяй генер и смени хоть электролит в акб


D12

Дело 100% в аккумуляторе. В морг...


ЧАПАЙ

для manowar: Как можно на глаз без прибота измерения плотности (блин, забыл как он называется) залить новый электролит в АКБ. И можно ли проверить руботу генера без тестера, ну например подсоединив лампочку на 12V?


ALMOR

для ЧАПАЙ:Аккум 6мтс9 смысла нет восстанавливать покупай новый ~ 350рублей стоит! Проверить тестером можно скока выдаёт или амперметром! Дальше всё можно узнать в учебнике по физике раздел электрика и электрические цепи!


ЧАПАЙ

для ALMOR: ну нет у меня тЭстера!!! Скорее всего конечно АКБ, сволач.


manowar

амперметром мерять ток через нагрузку, непосредственное включение к акб амперметра или тестера приведет к выходу из строя либо акб ,либо тестера.
если влом новый брать-слей что есть в акб ,залей дистилированной водой , поболтай , слей , повтори. потом залей электролит , заряди.
проверить генер.... заедись и меряй напряжение на акб при изменении оборотов или ампеметром последовательно с акб наблюдай куда течет ток при работе двигла


ЧАПАЙ

а электролит заливать просто, не разбавляя водой или он уже в нужной пропорции продается (просто не разу не сталкивался). Наверное просто куплю новый АКБ (150-200р не жалко). Только он наверное без электролита и его наде еще заряжать.


Alexsey

Я свою АКБ залил, поставил - завел поехал, не заряжая.


manowar

электролит продается готовый(не надо мешать его) ,а аккумы в большинстве случаев уже залиты и заряженны(а порой средний уровень заряда).


ЧАПАЙ

Я тут лазаю, ищу цены и вот встретил: "Аккум. 3 МТ-8 (сух/зар.для мотоцикла,гар1год" сух/зар - это как? Без электролита, но заряженый?
для Alexsey: Либо у тебя генер 500W, либо аккумулятор был заряжен, хотя как?


D12

У-уу, как все запущено... Вы бы хоть книжки какие про аккумуляторы прочитали, что-ли...

Вот немного практической инфы, для первого раза (украдено не помню откуда):

...Теперь об устройстве аккумуляторов вообще. В аккумуляторе происходит "запасание" энергии химическим путем. То-есть происходит химическая реакция (причем с великой неохотой, ее для этого электричеством подбодрять надо), которая легко обратима, т.е. "идет вспять", но уже с выделением энергии. Нарочно не привожу химические формулы, и вот почему. В дикой природе существует множество типов аккумуляторов по "химическому признаку" - свинцовые, никель-кадмиевые, серебрянно-цинковые, литиевые и прочая аккумуляторная мелочь. Однако отцы-мотостроители приручили именно свинцовые (то ли исторически так повелось, то ли потому что они тяжелые и убежать не смогли). Поэтому немного о них.
У свинцового аккумулятора есть два немаловажных достоинства: довольно высокая емкость на единицу объема (не массы!) и сравнительно невысокая стоимость. Есть и еще одно - высокий ток короткого замыкания, что важно для стартерных батарей. А вот недостатков у свинцовой батарейки предостаточно (для тех, кто не знает: одна банка аккумулятора называется элемент, а несколько соединенных - батарея,так что "круглых батареек" не бывает). О них подробнее.
Первое. Недолговечность. Ходят слухи, о том, что срок службы свинцового аккумулятора "от 2-х до 10-и лет". Вранье. 2 года он служит у тех, чьи руки произрастают непосредственно из задницы, а пространство между ушами заполнено чем угодно, только не мозгом. 10-летний аккумулятор выдает первоначальную емкость только при идеальной эксплуатации. И то, и другое отметаем, и имеем реальный срок службы - 5 лет. Его можно получить не напрягаясь. Как - позже расскажу.
Второе. Опасность. Имеется в виду, что расколоть его - как два пальца плюнуть, да и попавшая на одежку кислота особой радости не доставит (разве что врагам). Правда, существуют герметичные свинчатки, но об этом позже.
Третье. Невосстановимость. Является следствием первых двух. Свинцовый аккумулятор состоит из двух свицовых пластин, погруженных в водный раствор серной кислоты, разделенных изолятором - сепаратором (это упрощенно - помни о батареях). При заряде-разряде часть свинца из металлического состояния переходит в соль и обратно. Однако при неправильных режимах заряда-разряда происходят следующие беды: разрущение пластин (они на самом деле-то больше решетки, чем пластины, для лучшей отдачи), их сульфатация (при этом они "заростают" нерастворимой пленкой и отдача резко падает), прорастание сепаратора (он становится "дырявым"), выпадание осадка (а он просто-напросто перемыкает пластины). Фактически все это - почти невосстановимо. Переразрядил батарейку, перезарядил, недосмотрел электролит - и все, можещь переплавлять ее на грузила...
Страшно? Не бойтесь, я рядом и помогу. Если все делать как надо и не делать как не надо, то аккумулятор будет жить долго и счастливо (и умрет в один день).
3. Как правильно питаться.
Чтобы аккумулятор был бодрый и здоровый, его надо правильно питать и доить. О том, как это делать "как надо", написано в любой мотоциклетной книжке. Так что не буду говорить прописные истины, а остановлюсь коротенько на главном.
Электролит. Готовится из дистилированной воды! Ни в коем случае не из водопроводной, дождевой или снега! Если приспичит, экстренно можно и из лужи воды долить, но в нормальных-то условиях зачем себе в карман гадить? Дождевая вода (как и снег) подходит только при продолжительных осадках, да и то не в городе. Если нет самогонного аппарата (без шуток), то можно получить ее весьма несложно. На носик чайника одеваем шланг, другой конец его - в банку или бутылку, а ее - под холодную воду или (лучше) в морозилку. Чайник кипит, пар конденсируется.
Пуск в работу. Аккумуляторы продаются, как правило, сухозаряженные. Это вовсе не значит, что его залил электролитом и можно ехать. Ни в коем случае! От того, как вы правильно пустите его в работу, срок службы зависит раза в два, не меньше. Итак, заливаем электролит (про плотность не говорю - сами знаете, 1.28) чуть повыше пластин. Ждем пару часов, проверяем уровень электролита (10 мм выше пластин) и зарядку (хоть лампочкой). Вообще-то я рекомендую купить небольшой карманный цифровой мультиметр - стОит он копейки, а вещь в хозяйстве нужная. Ставим на зарядку половинным током (данные см. в техпаспорте на батарею). Разряжаем небольшим током - можно фарной лампочкой - до тех пор, пока она не будет тускло светить. Меряем напряжение и ток (в режиме к.з.) на каждой банке, если это возможно. Если нет - плюем на этот пункт, вытираем монитор от плевка, заряжаем нормальным током, смотрим уровень, ставим на мотоцикл. Радуемся.
Плотность. У нормального (нестарого) аккумулятора при летней эксплуатации можно ее даже и не мерять. А вот с наступлением холодов его надо или снять и занести домой (обязательно!), или добавить кислоты. Дело в том, что электролит разряженного аккумулятора запросто может замерзнуть, а это - трагедия. К тому же зимой отдача аккумулятора сильно падает, т.к. скорость химической реакции замедляется. А весной - опять водичкой развести. Именно работа с электролитом не той плотности и приводит к быстрой смерти пластин.
Зарядка. Нормальный аккумулятор при нормальной эксплуатации в зарядке не нуждается! А если нуждается, то надо смотреть либо его, либо остальное электрооборудование, либо стиль вождения. Подзаряжать его можно не снимая с мотоцикла, только смотреть, чтобы не было перезарядки (кипения). Заряжалок в природе множество, и если с электроникой и электротехникой слабовато, то проще купить готовую. Автомобильные подойдут далеко не все. А тем, кто есть великий спец в области электроники или имеет таковых среди своих знакомых, подскажу: замечательные зарядные устройства получаются при небольшой переделке из компьютерных блоков питания. Годятся и для автомобильных аккумуляторов, и легко делаются на 6/12 вольт.
Контакты. Промывать и обмывать их не надо. Не мешает лишь смазывать из иногда любой густой смазкой (хоть вазелином!), чтобы не окислялись. Кстати, тот же мазелин электрическому сопротивлению контакта никак не вредит - мажьте на здоровье!
Зимовка. Как я уже говорил, на зиму - домой, под кровать. Только сначала зарядить, а по весне - тот же цикл зарядка-разрядка, что и при первоначальном пуске. И уровень и плотность посмотреть, конечно.
Тренировка. Если отдача аккумулятора сильно упала, но осадка на дне банок не видно (у прозрачных), то его можно потренировать. Самый простой способ такой (не самый совершенный, конечно, но кто хочет большего - см. литературу). Заряжаем сколько можно, электолит сливаем, прополаскиваем банки. Кипятить нельзя! Может и корпус и сепаратор пострадать. Заливаем электролит 1.28. И начинаем заряжать - разряжать небольшим током (0.5 ампера хватит) до тех пор, пока не надоест. Надоесть должно не раньше чем через неделю. Еще раз меняем электролит. Тренировка помогает снять сульфатацию пластин, но бессильна против прорастания сепаратора (заметно по быстрой саморазрядке аккумулятора). Если не помогло, то либо надо принимать кардинальные меры, либо опять-таки, грузила отливать. Сначала о кардинальных мерах.
4. И тебя вылечат...
Теперь о ремонте батарей. Ремонту поддаются только "черные" батареи, с раздельными банками и заливкой мастикой. Починять остальные - себе дороже.
Первым делом находим "дохлые" банки: заряжаем под завязку, ждем пару суток, меряем напряжение на каждой банке. Где сильно упало по сравнению с остальными - прорастание сепаратора или замыкание. Даем нагрузку и меряем напряжение. На которых банках сильнее падает - осыпание пластин. Диагноз поставлен, начинаем лечть.
Сливаем электролит, заливаем воду, сливаем воду. Соскребаем и выбрасываем (жалеть и жевать не стОит) мастику, выкусываем бокорезами свинцовые перемычки между банками, освобождая забракованные. Достаем их - аккуратно, но сильно. Осыпавшиеся и разрушившиеся пластины видно сразу. Эти банки выкидываем. Плохой сеператор можно заменить либо тонким текстолитом, либо толстым полиэтиленом, либо хорошим сепаратором. Таким образом, как правило, из 3 дохлых аккумуляторов можно собрать 2. Перекусанные перемычки можно запаять мощным паяльником (не бойтесь, "черная" пластмасса не плавится).
Новая мастика для заливки готовится из битума (которым крыши заливают) с добавлением пластификатора. Им может служить масло (отработка), керосин, соляра, солидол и т.п. Разогреваем в консервной банке кусок битума, доливаем пластификатор. Охлажденная мастика должна слегка мяться пальцами. Для летней эксплуатации она чуть тверже, для всесезонной - помягче. Она не должна стекать и трескаться
После ремонта батарею нужно немного потренировать, чтобы банки "приработались" друг к другу. Лично я таким образом благополучно восстанавливал свинцовые аккумуляторы, пока от них не отказался. И вот почему.
5. Альтернативные варианты.
Как вы наверно уже догадались, свинцовые аккумуляторы - это не "выбор истинного джентельмена". И это так. Они дешевые (сравнительно), но как говорил А.С.Пушкин - "не гонялся бы ты, поп, за дешевизной"! Они же применяются в компьютерных источниках бесперебойного питания (UPS), но уже в герметичном виде. Такие аккумуляторы вполне можно ставить на мотоцикл и забыть об электролите навсегда - там он желеобразный (о, это модное слово - "гель"). Правда срок службы у них - лет 5 (неплохо) и ремонту ону фактически не поддаются (плохо). Прежде чем покупать, смотрите их емкость - 9 а/ч вполне подойдет. Цифра 9 означает, что эта батарея будет давать номинальный ток в течении 9/ток часов. Т.е. 1 ампер - 9 часов, 2 ампера - 4.5 часа, но только для номинального тока. Для других режимов разрядки этот показатель будет несколько ниже. Помните об этом. Цена на них - чуть выше чем на негерметичные импортные аналогичной емкости. Для шоссейного сольника - неплохой выбор.
Щелочные аккумуляторы. Отличаются от свинцовых в первую очередь тем, что вместо кислоты в них заливают раствор щелочи ("Учитель, почему вы пишете слово "конь" без мягкого знака? - Потому, что это щелочь, идиот!") Наиболее часто встречаются серебрянно-цинковые (дорого, ой дорого) и никель кадмиевые. О них и речь.
По размеру никель-кадмиевые аккумуляторы несколько больше свинцовых. В основном это связано с тем, что эдс (читай - напряжение) каждой банки у них 1.2 вольта против 2 вольт свинцовых. Соответственно, для 12-вольтовой батареи надо 10 и 6 банок. Отсюда и размеры. В чем же их преимущества?
Во-первых, они ужастно неприхотливы. Не боятся переразрядки и перезарядки, короткого замыкания и высыхания. Есть варианты в металлическом корпусе. Понятия "дохлый щелочник" не существует - промыл, потренировал - и в путь. Пластины прочные и не осыпаются. Жизнестойкость и срок службы у них потрясающий!
Во-вторых, не столь опасны для окружающих - щелочь, конечно же, не водичка, но куда приятней кислоты. К тому же доливать в них нужно только воду. И морозов они не боятся.
В-третьих, у них есть очень интересное свойство: полностью разряженная батарея через какое-то время "восстанавливается". Так что шанс завести движок остается.
Ну, и недостатки. Их два - цена и эффект памяти. СтОят они немало, но: их можно раздобыть среди списанных. Обитают они у шахтеров, на ж/д, на производстве. Как я уже говорил - восстановлению подлежат. Промыл, потренировал, и он как новенький.
Эффект памяти заключается в следующем (утрированно). Заряжаем батарейку на 100%, разряжаем до 50% емкости. Теперь до 100% она не зарядится, только до 95%. Разряжаем до 50%, заряжаем, разряжаем... В итоге он заряжается только до 70-80% от номинала. Это не совсем так, но смысл должен быть понятен. Они не любят "недоразряд". Лечится это легко - полным циклом заряд-разряд. Иначе говоря, тренировочка - залог победы.
И последнее. В качестве стартерной батареи никель-кадмиевые - никак. Но так ли оно надо? Я считаю, что не очень, и свой выбор сделал. Окончательно.

[Редактировано 12/8/2004 D12]


Alexsey

сух/зар - это сухо - заряженный. т.е. заливаешь электролит, даешь постоять, и ставишь.


Pashtet
цитата:
Без электролита, но заряженый?

Это значит взял электролит - залил, покурил пол-часа,
поставил - поехал. Если не поехал, тогда прикурил от кого-нить и поехал давать 3.14здюлей продавцу.


manowar

для D12:

цитата:
пойдет и просто кипяченая вода, но электролит тогда над как следует отстоять

залить аккум и выбросить акб , так как с таким элетролитом получаем разряженный аккум после недельного простоя.


D12

М-да. Недосмотрел. Отредактировал.


Dragon

для D12:

В Статьи, однозначно.


ЧАПАЙ

точно!


D12

Дык, не мое. Копирайта нет. Спернуто. По-моему (задумчиво морща лоб) у ИЖеводов...


Dragon

для D12:

Какая разница-то? Отправляй, просто напиши, мол, "автор не известен".
Главное - полезная информация.



Для общения перейдите в наш Мото Форум

где вы сможете задать свой вопрос